ГлавнаяО нас Новости

«Чему учит побитый бампер»: Беседа с протоиереем Николаем Калиниченко

Протоиерей Николай Калиниченко, настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в Скадовске Херсонской области и учитель математики в местной школе, рассуждает о возможности жить по Евангелию. По словам священника, такая возможность есть у каждого человека, прямо здесь и сейчас.

– Отец Николай, печальное утверждение Н.С. Лескова: «Русь крещена, но не просвещена» – оправдано ли оно сегодня, по вашему мнению? Святая Русь – благочестивая сказка или реальность?

– Думаю, Святая Русь реальна, несмотря на все тяготы и испытания нынешнего времени. В этом случае я бы освободил от кавычек словосочетание «Несвятые святые». Они, святые, есть и сегодня. Спрашивали про преподобного Силуана Афонского людей, которые жили рядом с ним: «А как это – жить со святым, общаться с ним, молиться вместе?» А они отвечают: «Да кто знал-то, что он – святой?» Вот так и мы, мне кажется, не очень внимательны. На днях один батюшка из села, которое расположено прямо на линии фронта, говорит: «Да, сейчас большинство отсюда, конечно же, уезжают. Но службы все равно идут. И я уеду последним, когда уже никого не будет – службы-то служить надо». А какие там сейчас самые частые службы? Отпевания и панихиды: недавно отпевали двух девчушек – остановились побеседовать на дороге, а их сжег дрон. Причем это ведь не слепой удар: у каждого дрона есть «глаза», есть кто-то, кто им руководит, и этот кто-то прекрасно видел, кого убивает. В храме гробы, в них – обугленные тела, стоны, слезы родственников и соседей, дикая боль: как можно оставить людей без службы? И священник остается, хоть это и опасно для жизни. Или, вот, например, добровольцы – те, которые приезжают в наши места помогать местным жителям, строят, восстанавливают дома, заботятся о неблагополучных семьях, помогают людям найти друг друга, разгребают, короче, авгиевы конюшни, заполненные всяким ужасом – как материальным, так и духовным. Девчонки ведь почти, хотя есть и повзрослее кто-то: вывезли из села дедушку и бабушку, супругов-инвалидов, у которых началась гангрена. Под дронами (!) ехали туда и обратно, привезли в местную больницу, настояли на лечении и уходе, потом мы этих супругов венчали и причастили, и сейчас они постоянные прихожане храма. Понимаете, мы очень невнимательны: если бы всмотрелись как следует в то, о чем не рассказывает телевизор, в настоящую жизнь, то утешительных примеров святости вокруг себя увидели бы множество.

– По пословице, получается: «Меньше хмурься – больше увидишь».

– Так и есть. И: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6: 22) А «все тело» – это ведь и мир вокруг тебя, правда? Мы с вами говорили уже о доверии к Богу, о том, как важно видеть Его Промысл о нас. Я должен признаться, что вчера получил хороший повод для серьезного отношения к своим словам. Ехал на машине – и ни с того ни с сего врезаюсь в столб. Просто ехал в магазин за средством от блох для собаки, выезжаю с парковки и, несмотря на весь свой опыт вождения, позорно врезаюсь в столб. Конечно, опечалился. А потом вспоминаю собственные слова: ты ж сам недавно говорил, что на все воля Божия, и ее надо принимать со смирением и благодарностью. Господь-то о нас заботится, Он лучше знает, что нам нужно именно сейчас. А все равно подуныл – добрых полдня пришлось в себе поковыряться, за что и почему мне это «счастье». Но я-то ладно – разберусь худо-бедно, а каково тем, у кого нет никакого опыта и навыка покаяния? Вот тут, конечно, сложно и больно. Часто мы неправильно смотрим на вещи, очень часто. Приезжаю весь расстроенный к куму, говорю: «Смотри, что я наделал, – машину поцарапал!» А он подходит, грустно улыбается: «Да разве ж это горе? У меня супруга четыре месяца назад умерла – вот это горе! А это – такие мелочи». И я понимаю, что он с удовольствием бы со мной поменялся горестями, если б можно было. И я подумал-подумал: действительно, какие все это глупые мелочи, из-за которых мы так часто теряем спокойствие духа.

Один из действенных способов вернуть мир в сердце – найти, что нетрудно, человека, которому хуже, чем тебе.

– Но не просто найти и посмотреть: «А, ему еще хуже! Значит, мне еще и нормально», – а вот действительно пойди, посмотри и помоги. Нам ведь очень сложно бывает понять боль другого, мы ж в себе замыкаемся. Попробуй пойми, каково это – жить без ноги или без руки, когда ты не можешь сделать, казалось бы, каких-то простейших действий, когда переход через дорогу или вытирание пыли дома причиняет боль. У того же кума знакомый – полностью слепой. И кум говорит, решил проверить, каково это. Закрыл глаза на пять минут и ходит по дому с закрытыми глазами. «Ужас, просто ужас! А тут человек живет с этим всю жизнь». И это помогло куму ходить к своему приятелю, другу детства, и помогать, поддерживать. До последнего с ним был. Нам нужны примеры христианской жизни, мы должны знать, что такая жизнь есть, что есть люди, которые ею живут. Такие примеры, я знаю по опыту, заразительны: они тебя убеждают, что жизнь по Христу – не сказочка из книжечки, а действенный способ избавиться от ада. Кстати, во многом за это мы благодарны тем добровольцам – девушкам и парням – которые приезжают к нам в город. Признаюсь, раньше у меня особых надежд не было на то, что наши люди как-то расшевелятся, станут внимательнее друг к другу. А сегодня, смотрю, дело-то пошло: глядя на «понаехавших», и сами стали добрее относиться друг к другу. Побольше бы таких.

– «Понаехавших» очень не хватает, по-моему, в любом российском регионе.

– Но это и ответственность: мы ведь потом не «отбухтимся», не скажем: «Господи, мы были такими свиньями, потому что время такое было лукавое». Когда сами прекрасно знаем, что в это самое лживое, лукавое время на наших глазах в наших городах и селах наши соседи спасали больных, слабых, обездоленных – совесть-то никуда не денется, она нас и осудит. Точнее, мы сами себя осудим.

– Как понять, что Бог – Отец, и Отец любящий, а не страшный дед-судья из «Десяти негритят», который скрупулезно подсчитывает наши грехи и готовит муки за малейшую ошибку?

– Это из серии «Как понять, что вода – мокрая, воздухом дышат, а солнце – теплое?» Самые простые вопросы одновременно и самые сложные. Как понять? На опыте, наверное. Как еще? И очень хорошо, просто даже необходимо, чтобы у человека появился действенный опыт такой отцовской любви Бога. А все эти россказни про «злого бога» – чушь какая-то, призванная напугать человека, оттолкнуть его от Церкви. Может быть, мы просто путаем любовь с потаканием: мол, если у меня ежедневно по миллиону на карту поступает, то это значит, что Бог меня любит. А если я машину поцарапал на парковке, то Бог, значит, меня не любит, всё! Но вдруг Господь показал мне, что, несмотря на многолетний опыт вождения, нельзя превозноситься над теми, кто водит машину хуже меня? Что нельзя впадать в гнев – будь то на дороге, будь то еще где? Любовь, она ведь не в потакании моим страстишкам проявляется, правда? Иногда и «против шерсти» не повредит.

– Мы так с котом Кактусом божественную любовь постигаем: любить – это ж не только гладить, строгость тоже нужна.

– Бог лучше любого отца и матери знает, что необходимо для нашего спасения, и давайте учиться просто доверять Ему. Если знаменитый кот Кактус доверяет вам, будучи бессловесной скотинкой, то мы-то, люди, уж наверное могли бы доверять Христу, доверять Его любви к нам. Да, мы не всегда можем сразу понять смысл какого-то события, испытания, свалившегося на нас, но мы можем быть уверены: они продиктованы любовью. А вот как мы ответим на эту любовь, зависит от нас. Если будем царапаться и гадить по углам, то результат будет один. А если с доверием, смирением и благодарностью отнесемся, то все будет гораздо светлее и радостнее.

– Смирение – как вы опишете это состояние? Что его характеризует?

– Думаю, это сопротивление своеволию, борьба с ним. Еще это – честная, от сердца, забота о ближнем. Как тот самарянин, спасший человека на иерихонской дороге: он не сюсюкал, не ахал-охал, а взял избитого, строго и деловито поговорил с директором гостиницы, решил вопросы с финансами. Может, прояви он своеволие, и не было бы всей этой истории: что, у него других дел не было, кроме как спасать бомжей из канавы? Сколько у нас возможностей быть похожими на него – только посмотрите вокруг! Давайте пользоваться этой евангельской возможностью.

Источник: Православие.Ru
Автор текста: Петр Давыдов

Помогите пострадавшим в зоне конфликта

Ваша помощь нужна постоянно — сделайте пожертвование или запишитесь добровольцем!

Если вы сами нуждаетесь
в помощи

Позвоните на горячую линию

Подпишитесь на рассылку и получайте новости
Подписка на рассылку